Как оценить инвестиционную привлекательность проекта Маркетинговое агентство “РБМ” Публикации. Бизнес-планирование.

Максим Шеин

Инвестиционные проекты – неотъемлемая часть нормальной экономики. Они обеспечивают эффективное развитие предприятий и бизнеса в целом. В последнее время в России акцент инвестиционных проектов все сильнее смещается в сферу производства. Проблема выбора. В условиях нехватки оборотных средств предприятия вынуждены искать внешние источники финансирования, поэтому к инвестиционным институтам все чаще обращаются с предложением стать участником того или иного проекта. В такой ситуации возникает проблема выбора наиболее привлекательного из них. И выбор в данном случае действительно становится проблемным. Потому что, когда компания осуществляет, например, портфельные инвестиции, она знает, куда вкладывает деньги, – акции дают владельцу право собственности в конкретном бизнесе, о котором много известно и который хоть как-то себя зарекомендовал. Финансируя же инвестиционный проект, вы вкладываете деньги в новое и часто малознакомое дело, а значит – сильно рискуете. Естественно, просто так, под честное слово и живописный рассказ о том, как через 5 лет небольшой свечной заводик в Самаре озолотит инвестора, никто денег не даст. Поэтому те, кто заинтересован в привлечении инвестиций, проводят пространные исследования реализации проекта, куда входит все – от бизнес-плана до расходов на шурупы. Именно на эти исследования и нужно в первую очередь обращать внимание потенциальному инвестору. Внимание! Ноу-хау Сейчас многие проекты основываются на внедрении ноу-хау. Первое, что нужно сделать при этом, – проанализировать само “нововведение”. Например, в институте разработан новый способ получения какого-нибудь химического соединения. Лабораторные опыты показывают чистоту получаемого материала, значительную дешевизну и другие достоинства. Запуск промышленного производства открывает радужную картину того, как предприятие заполняет весь российский рынок своей продукцией, а иностранцы выстраиваются в очередь за лицензией на новую технологию. В действительности может оказаться, что в производственных масштабах материал будет недостаточно чистым, менее экологичным и т. д. Если ноу-хау представляет собой отличную идею, на которой действительно можно сделать деньги, необходимо оценить, какова вероятность того, что все пойдет так, как вам обещает инвестиционный проект. Отсюда правило второе: проанализируйте сбыт продукции. Сбыт обычно бывает самым слабым местом. И если вы не поймете “на берегу”, как, кому, когда и по каким ценам будет продаваться продукт, рассматривать такой проект не стоит, какие бы высокие доходы он ни сулил. Когда все расчеты отталкиваются только от производства (например, оборудование может производить 10 тысяч пластиковых бутылок в день, 5 центов прибыль с бутылки, а это 500 долларов в день… и т.д.), ничего хорошего это не сулит. Важнее сколько будет продано, а не сколько произведено. Хорошо, когда в проекте рассмотрены различные варианты развития событий, просчитано, как будет вести себя производство в случае, если часть потребителей откажется перейти на новый товар или вдруг изменится валютный курс, а проект “сидит” на импортном сырье. И только когда проведено тщательное маркетинговое исследование, когда рынок сбыта перед вами как на ладони, а о конкурентах вы знаете больше, чем они сами о себе, можно планировать сбыт. Одним словом, для выявления всех подводных камней требуется много времени и денег, а значит, хорошие проекты готовятся долго и стоят дорого. Оно того стоит?

Инвестиционный проект требует от вас потратить деньги сейчас для получения выгоды в дальнейшем. Поэтому не менее важно проанализировать все затраты. Не занижены ли они? Учтены ли налоги и прочие расходы? Возможно, придется дополнительно тратить огромные деньги на доработку того, что подразумевалось производить. Кроме того, важно знать, на что и когда тратятся деньги. Согласитесь, проект, который требует покупки большого количества “неликвида”, доверия не вызывает. То же самое инвестор чувствует, когда необходимо все средства потратить сразу. Поэтому лучше, если проект состоит из нескольких этапов, на каждом из которых можно понять, имеет ли смысл дальнейшее финансирование. Помимо этих критериев оценки инвестиционной привлекательности проекта есть множество других. Однако, на наш взгляд, они носят второстепенный характер, так как главное – все-таки оценить выполнимость проекта, а уж потом “заглядываться” на рентабельность, окупаемость и прочие вещи. На практике инвестора должны интересовать, прежде всего, гарантии того, что его деньги не пропадут. В заключение хотелось бы напомнить старый добрый экономический принцип, который универсален в любой ситуации: ЦЕЛЬ-СРЕДСТВА-ЗАТРАТЫ-РЕЗУЛЬТАТЫ. Правильные ответы начинаются с правильной постановки вопроса. И когда вы сможете себе ответить, какова реальная цель инвестиционного проекта, какими средствами она может быть достигнута, какие затраты придется понести и что можно получить в результате, вы сделаете правильный выбор.

Журнал “Люди дела”