Маркетинговое агентство “РосБизнесМаркетинг” Публикации. Статья недели.

Очередное совещание городского актива работников малого предпринимательства Москвы, посвященное итогам работы за 2004 год и задачам на 2005 год, состоялось 10 февраля в ЦДП. Послушать, “что было”, “что есть” и “что будет”, задать вопросы и даже получить на них ответы пришло более 550 представителей малого бизнеса и общественных объединений предпринимателей.

Открыл совещание министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров.

По его словам, за прошедший год число малых предприятий в Москве выросло на 4% и достигло 198,5 тыс., количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей приближается к 190 тыс. “Мы сегодня удовлетворены количественным ростом малого бизнеса, но в настоящее время на первый план выходит задача не только устойчивого воспроизводства количества малых предприятий, но и осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности их работы, рост объема и повышение качества производимой ими продукции и услуг, увеличение их доли в ВВП”. В этом отношении в 2004 году были получены неплохие результаты. Так, рост выпуска товаров и услуг составил 62,5% и достиг 544 млрд. рублей, средний объем производимой продукции в расчете на одно малое предприятие вырос за год с 1,5 млн. до 2,7 млн. руб., совокупная валовая прибыль малых предприятий города возросла с 46,3 млрд. до 123 млрд. руб.

В своем выступлении министр обозначил отличительные черты 2004 года – это начало полномасштабной реализации городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями, вступление в действие закона об инновационной деятельности в городе Москве, принятие постановления Правительства Москвы о городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере и постановления о создании условий для развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.

Кроме того, в 2004 г. продолжалась подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства. Так, был разработан проект федерального закона о малом предпринимательстве, ряд законопроектов касался изменений и дополнений в Налоговый кодекс, в Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы об обязательном страховании, о лицензировании и др.

Однако, по мнению Е.Егорова, в 2005 году обязательно возникнут трудности правового характера, прежде всего, в связи с отменой ряда статей федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства РФ (№ 88-ФЗ). В результате ликвидации этих статей субъекты РФ утратили право на осуществление дополнительных, не предусмотренных федеральным экономической деятельности. В результате внесения изменений в федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике с 1 января 2005 года субъекты РФ отстранены от участия на федеральном и региональном уровнях в выработке и реализации государственной научно-технической политики и содействии в инновационной деятельности.

Следующая проблема, на которой остановился министр, – налоговая реформа. По его мнению, она не привела к созданию единой полноценной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. “Снова происходит возврат к ограничению применения упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства с объемом валовой выручки в размере до 15 млн. рублей, что парализует малый бизнес, не дает ему развиваться, так как с учетом инфляции эта величина становится все меньше”.

Еще одна проблема малых предприятий – трудности в получении бюджетных кредитов. Как сообщил Е.Егоров, в настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства Москвы, предварительную проверку и анализ финансового состояния потенциальных получателей бюджетных кредитов, а также оценку обеспечения бюджетных кредитов проводит Банк Москвы. Для этого субъекты малого предпринимательства должны представить банку от 33 до 50 документов. В 2005 году требуется найти решение, которое не ущемляло бы возможностей контроля расхода бюджетных средств, но позволяло бы упростить эту процедуру.

Далее министр затронул тему государственного контроля за деятельностью малого предпринимательства. По его словам, принятие федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля не позволило кардинально изменить ситуацию в этой системе. Получается, что закон распространяется всего на 15-20% контрольных мероприятий, им могут руководствоваться только контролирующие службы субъектов Федерации, органы контроля федерального уровня руководствуются своими законами, которые часто вступают в противоречие с тем, что на сегодняшний день необходимо для малого бизнеса.

Усугубляет ситуацию, по мнению Е.Егорова, и Кодекс об административных правонарушениях, который узаконил права 62 организаций на осуществление контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности. “Я считаю, что необходимо вносить в федеральное законодательство соответствующие изменения, разрабатывать регламенты проведения контрольных мероприятий, устранять дублирование функций контролирующих органов и радикально их сокращать. Без этого невозможно будет решить данную проблему”.

В своем выступлении руководитель Департамента отметил и недоработки в создании инфраструктуры поддержки малого бизнеса. “Совершенно очевидно, что уникальная система информационного обеспечения недостаточно интегрирована в общегородскую, с охватом вплоть до уровня управ. Кроме того, мы до сегодняшнего дня так и не решили вопрос создания аналитической системы состояния малого бизнеса, которая давала бы возможность вырабатывать более основательные предложения по его развитию, определению тех приоритетов, которые должно поддерживать государство, определению направлений, в которых малый бизнес мог бы развиваться с выгодой для себя”.

Еще одной сложной и актуальной на сегодня задачей является продвижение товаров московских предприятий в регионы РФ и за рубеж. Е.Егоров считает, что в этом плане необходимо решить целый комплекс проблем, прежде всего, развивать выставочную деятельность, причем целенаправленно, с адресным приглашением специалистов, заинтересованных в каких-либо товарах и услугах. Другой эффективной формой продвижения продукции могут стать деловые миссии с презентациями московских товаров, что уже было опробовано в 2004 году и доказало свою эффективность. Кроме того, по мнению министра, нужно еще более активно развивать систему субконтрактации.

Совершенно очевидно, что сегодня малый бизнес недостаточно занят в сфере коммунального хозяйства. По словам Е. Егорова, на сегодняшний день еще нет четкой и последовательной стратегии расширения участия малого предпринимательства в развитии системы ЖКХ города. Сегодня в этой сфере занято 1,5 тыс. малых предприятий – “это капля в море, по крайней мере, надо на порядок увеличить их количество”. Серьезного внимания требует и подготовка кадров для предприятий сферы бытового обслуживания и ЖКХ. Этот вопрос начал решаться в 2004 году, когда было создано пять полигонов для подготовки кадров рабочих специальностей. Е.Егоров выразил уверенность, что количество малых предприятий, которые могли бы работать в сфере ЖКХ, а также качество оказываемых ими услуг во многом зависит от того, насколько квалифицированными будут специалисты этих предприятий.

Также в своем выступлении Е.Егоров отметил необходимость работы с молодежью – в городе большое количество молодых специалистов, малый бизнес мог бы стать сферой применения их потенциала.

Кроме того, необходимо наладить более тесное сотрудничество с общественными организациями предпринимателей, прежде всего с “ОПОРОЙ РОССИИ” и Московской торгово-промышленной палатой.

В этом плане нужно более предметно определить подходы к проблеме продвижения товаров малых предприятий Москвы на региональные рынки, наметить приоритеты в вопросах, связанных с развитием инновационного бизнеса. Сегодня уже создаются первые ассоциации малых предприятий – производителей высокотехнологичной продукции, например, создана ассоциация производителей медтехники, которая работает очень успешно. По этому пути могут и должны идти инновационные предприятия других отраслей, считает Е. Егоров, а задача Департамента и инфраструктуры – вовлечь их в выставочную деятельность, решить вопросы, связанные с продвижением продукции, увеличением доли отечественных производителей на московском и региональном рынках.

“Я убежден, что сегодня ни у одного из руководителей Правительства Москвы, МВД и контрольных служб нет желания ликвидировать малые предприятия, все заинтересованы в их развитии, в том, чтобы малый бизнес решал задачи, важные для города. У нас одни цели – и у предпринимательства, и у Правительства Москвы. Нам нужен цивилизованный бизнес, качественные товары и услуги, профессиональное управление, самодостаточный средний класс. Наша общая задача – создать условия для его реализации”, – подчеркнул министр в заключение.    

На проблемах малого

бизнеса акцентировал внимание и председатель

Общественно-экспертного Совета по малому предпринимательству при Мэре

и Правительстве Москвы Александр Иоффе.

Прежде всего он отметил, что сегодня, как никогда, бизнес ощущает тревогу во взаимоотношениях с властью. Связано это с тем, что политика государства в настоящий момент достаточно противоречива, предприниматели в этих условиях не могут спокойно заниматься своим делом. Всем, а особенно федеральной власти, очень важно осознать, что интенсивного развития в ситуации тревоги быть не может. Настроение бизнеса – это деньги для страны, это товары и услуги, это работа социальной сферы.

При проведении федеральной политики по отношению к малому и среднему предпринимательству, констатировал А. Иоффе, сложилась некая “лихорадочная ситуация”. Это заметно, в частности, в налоговой политике. Только за последнее время правительство высказалось, с одной стороны, за серьезное ужесточение различных налоговых процедур, за усложнение отчетности, которая планируется Минфином для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, с другой стороны, постоянно говорится о бесконечных налоговых проверках, которые терзают малый бизнес. В этой неустойчивой ситуации, по мнению председателя ОЭС, голос общественных объединений предпринимателей должен звучать особенно сильно, чтобы в конечном итоге в стране проводилась единая государственная политика, направленная на развитие малого и среднего бизнеса.

Как положительный момент охарактеризовал Александр Давидович разработку ведомственной программы МЭРТ по развитию малого бизнеса. Она достаточно интересная, в ней есть много новаций, высоко оценивается деятельность ряда систем поддержки малого бизнеса, которые были созданы по инициативе Москвы, в т.ч. системы межрегиональных маркетинговых центров, системы субконтрактации и системы информационного обеспечения “Альянс Медиа”. Однако, по его мнению, программа должна быть более серьезной, более мощной, “направленной действительно на прорыв в развитии малого бизнеса России”. В Москве ситуация с развитием малого предпринимательства относительно благополучна, теперь необходимо добиться того, чтобы и в стране в целом был благоприятный бизнес-климат.

Далее в своем выступлении А.Иоффе остановился на основных проблемах малого предпринимательства Москвы. В настоящее время, по его мнению, наиболее остро стоит вопрос о ликвидации льгот по арендной плате для целого ряда малых предприятий. Он считает, что, действительно, арендная плата за нежилые помещения, предоставляемые городом, и арендная плата, по которой эти помещения предоставляются на вторичном рынке, должны сближаться. Но делать это надо постепенно, а не задним числом, как это сейчас планируется Департаментом имущества. Система арендных отношений несовершенна, надо использовать этот год, чтобы вместе с объединениями предпринимателей, со специалистами разработать нормальную прозрачную систему арендных отношений. При этом председатель ОЭС считает, что вводить эту новую систему арендной платы следует только с 2006 года, в 2005 году все должно остаться без изменений.

Ряд сложных проблем в работе малого бизнеса, по мнению А.Иоффе, связан с законом о приватизации. Так, нужны специальные режимы по вовлечению государственной собственности, недостроя в создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Также необходимо законодательно закрепить возможности продажи добросовестным арендаторам тех помещений, которые они арендуют, желательно, чтобы помещения выкупались с рассрочкой.

Болезненным вопросом для предпринимателей является большое количество различных проверок, которым часто подвергаются малые предприятия. Для решения этой проблемы необходимо радикальное изменение федерального законодательства и Административного кодекса. Многое можно сделать и на территории Москвы, уверен А.Иоффе, прежде всего, следует проанализировать деятельность контрольных органов. В столице их 20 – это слишком много. Необходимо проследить, не дублируют ли эти органы свои функции. Но это не значит, что следует вообще прекратить какой-либо контроль за деятельностью малого бизнеса.

Важной проблемой, требующей скорейшего решения, А.Иоффе назвал то, что предприниматели боятся бороться за свои права. Это очень тревожный симптом. Чтобы этого не происходило, необходимо решить очень сложный вопрос – создать для добросовестных предпринимателей определенную правовую защиту. Вот только пока не очень понятно, как это можно реализовать.

В своем выступлении председатель ОЭС также коснулся сложностей в реализации Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства города Москвы. Так, слишком медленно идет обеспечение малых предприятий нежилыми помещениями, долго готовятся необходимые постановления, долго выделяются земельные участки. Этот вопрос мог бы решаться быстрее, так как проблема нежилых помещений для малых предприятий на сегодняшний день стоит особенно остро.

Сегодня необходимо выявить приоритеты, самые насущные задачи по развитию малого бизнеса Москвы. К ним, по мнению А.Иоффе, относятся следующие: разработка механизмов защиты предпринимателей от бюрократизма и коррупции, арендно-имущественные отношения, обеспечение малых предприятий нежилыми помещениями, обучение и консультирование начинающих предпринимателей, информационное обеспечение, продвижение продукции на новые рынки, субконтрактация, развитие малого инновационного бизнеса. Кроме того, важной задачей является создание системы “одного окна”, реализация проекта по сдаче отчетности малых предприятий в различные фискальные органы в элек-тронном виде.

Развитие малого бизнеса в Москве – дело не только Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, но и всего правительства. Тем не менее, пока отраслевые департаменты не считают развитие малого бизнеса своей задачей. Необходимо скоординировать усилия по развитию предпринимательства в столице между всеми департаментами, сделать так, чтобы каждое новое постановление правительства выпускалось с учетом интересов малого бизнеса.

В заключение А.Иоффе подчеркнул, что проблемы малого предпринимательства можно решить только сообща. Он призвал бизнесменов вступать в уже существующие или организовывать новые союзы и объединения. На сегодняшний день только малая часть малого бизнеса Москвы объединена в такие союзы, которые, с одной стороны, являются важнейшим элементом гражданского общества, а с другой – важным инструментом лоббирования интересов малого бизнеса. А интересы малого бизнеса, конечно, совпадают и с интересами Москвы, и с интересами страны.

Особенно эмоциональным показалось присутствующим на совещании

выступление вице-мэра Москвы

Валерия Шанцева.

По его словам, если оценивать работу малого бизнеса столицы, то можно твердо сказать, что 2004 год был “прорывом для малого предпринимательства Москвы: прирост объема выпускаемой им продукции и оказываемых услуг составил 62,5%”. “Ни одна отрасль, ни одно направление нашего экономического пространства не может сказать о себе того же: рост промышленности – 8,7%, рост товарооборота – 7% …”, – заявил В. Шанцев. Самое главное, по его мнению, то, что по объему произведенной продукции и оказанных услуг малый бизнес превзошел промышленное производство. “От имени мэра столицы Ю.Лужкова и Правительства Москвы выражаю большую благодарность за тот вклад, который малый бизнес внес в экономическое развитие города в прошедшем 2004 году, в ту доходную часть бюджета, на средства которого мы осуществляем массу наших социальных программ”, – сказал вице-мэр.

Он подчеркнул, что для ускоренного развития малого бизнеса, создания малых предприятий нужны нежилые помещения. Правительством Москвы принята программа по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями. Однако надо посмотреть на эту программу совершенно по-другому, нужно ее реальное наполнение каждодневной работой. В Москве есть генеральный план развития города, и по каждому району выявлены диспропорции в развитии различных сетей, в том числе сетей бытового обслуживания, торговли, именно того, чем чаще всего занимается малый бизнес. Поэтому, считает вице-мэр, когда идет застройка территорий, надо уже заранее планировать работу по устранению этих диспропорций. “Не малый бизнес должен приходить и просить помещения, а мы должны ему говорить: приходи, вот они, помещения. Я предлагаю Департаменту имущества тоже пойти в этом направлении и продумать реальную работу. Мы готовы совместно с ним над этим подумать”, – сказал В. Шанцев.

Очень болезненной темой В.Шанцев назвал арендные отношения и остановился на вопросе льгот по арендной плате. Согласно приведенным им данным, в настоящее время этими льготами пользуется 2,5%, или 5,3 тыс. предприятий. “Сегодня не надо говорить о льготах. Само слово “льготы” должно быть обидным для тех, кто занимается каким-либо видом бизнеса. Мы должны создавать условия для работы малого бизнеса. И когда мы поймем это, тогда все станет по-другому”.

То же самое, по мнению вице-мэра, касается и поддержки инновационного бизнеса. “Мы должны создать, прежде всего в Москве, инновационный уклад экономики. Должно быть выгодно заниматься инновационной деятельностью. На сегодня это не так. НИИ, сдавший часть своих помещений под казино, имеет выгоду, а занимающийся научной деятельностью – не имеет. В этом главный вопрос: нужно продумать, пересмотреть условия хозяйствования этих предприятий – начиная с земли и кончая налоговой системой. Через это прошли все страны, которые захотели, чтобы у них был инновационный уклад экономики. Тот, кто добывает и продает ресурсы, должен иметь одно налогообложение, а тот, кто строит будущее страны и хочет создавать инновационный продукт, – у того должно быть другое налогообложение”, – подчеркнул он.

В отношении обеспечения кредитов малых предприятий – В. Шанцев предложил создать такой же залоговый фонд для малого предпринимательства, какой в свое время был создан для иностранных инвесторов. В результате работы такого механизма только за последний год в Москву было привлечено 15 млрд. долларов иностранных инвестиций.

Далее вице-мэр остановился на проблемах работы органов исполнительной власти в режиме “одного окна”. “Политика сокращения количества согласований и всевозможных документов – это долговременная политика. Мэр Москвы Ю.Лужков сказал: это стратегия нашей дальнейшей работы, это наша административная реформа. Кто будет сопротивляться режиму “одного окна” – независимо от должности, чина и заслуг – будет уволен”.

В. Шанцев напомнил, что существует сайт, опубликовавший перечень документов, которые должны выдаваться в Москве в режиме “одного окна”. Он заявил, что никто не имеет права требовать какие-то другие документы, и призвал предпринимателей сообщать по “горячей линии”, если с кого-то их потребуют – “мы моментально разберемся”. Также вице-мэр сообщил, что сейчас создается специальная контрольная система по режиму “одного окна” – и в территориальном, и в отраслевом разрезе.

В заключение В. Шанцев сказал: “Мы надеемся на малый бизнес, мы рассчитываем на малый бизнес, потому что он имеет очень большое значение в социальном плане – 6 млн. москвичей (2 млн. занятых плюс члены семьи) имеют доходы только от этого бизнеса, это больше половины населения города. Я прошу вас не воспринимать действия отдельных чиновников, отдельных структур как линию поведения Правительства Москвы в отношении вашего бизнеса. Это не так. Мы высоко ценим вашу работу, и мы будем с каждым разбираться, если он не помогает вам работать, а тем более, если он мешает. В наших с мэром Москвы мечтах – сделать так, чтобы каждый чиновник в системе управления города помогал бы вам хорошо работать”.

***

Также на совещании прозвучали выступления директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрея Шарова, вице-президента ТПП РФ С.Катырина, депутата Мосгордумы В.Волкова, первого заместителя руководителя Департамента имущества г.Москвы В.Ануприенко, президента Московского центра развития предпринимательства И.Городничего и др. Несмотря на то, что регламент не позволил всем желающим сказать свое слово, картина сложилась достаточно ясная – почти все выступающие говорили об актуальных сегодня проблемах малого бизнеса и призывали к консолидации.

В ходе совещания присутствующие в зале имели возможность передавать в президиум записки с вопросами. Большинство из них, судя по всему, касалось аренды нежилых помещений, по крайней мере, именно г-н Ануприенко первым взял слово для ответа. Он сообщил, что готовящееся постановление о повышении ставок арендной платы вступит в силу с 1 января 2006 года, также будет идти процесс упорядочивания льгот – часть из них будет изменена либо отменена. Кроме того, он отметил, что “на период с 1 января 2005 года до 1 января 2008 года, с целью уравнивания ставок арендной платы, они будут постепенно повышаться, но не более чем на 50% к ставкам, действующим в предшествующем году. Для льготных категорий рост в 2005 году составит не более чем 25%, поэтому изменение ставок арендной платы в этих пределах абсолютно правомерно”.

На остальные вопросы участников совещания – о выставках, о льготах для малого бизнеса, о том, где учат на бизнесменов и пр., – ответил г-н Егоров. В заключение он поблагодарил всех присутствующих, пожелал успехов, удачи и “быть вам всем богатыми”.

Деловая Москва , №6 (528)