Маркетинг как фактор повышения инвестиционных возможностей малого бизнеса Маркетинговое агентство “РБМ” Публикации. Бизнес-планирование.

Г. Быкова, Ю. Патрикеева

bportal.ru

Малое предпринимательство является подлинной базой развития рыночных отношений в регионах. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на отдельном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать свое дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти качества являются достоинствами малого предпринимательства повышающими его устойчивость на внутреннем рынке. Более того важнейшей особенностью малого предпринимательства выступает способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. В силу этого малое предпринимательство позволяет за короткий период накопить средства для энергичного рывка в социально-экономическом развитии региона. Опыт рыночных преобразований в нашей стране показал, что наибольших успехов малое предпринимательство достигло там, где наиболее развита рыночная инфраструктура и сосредоточен банковский капитал. Главной составляющей данной инфраструктуры является нормативно-правовая база развития инвестиционного процесса в регионе. За последнее время значительно возросло число регионов, принявших законы в поддержку развития инвестиционного процесса. К числу таких регионов относится и Пензенская область. Принятый закон “О поддержке инвестиционной деятельности на территории Пензенской области” во многом определяет порядок формирования инвестиционных программ. Для включения в инвестиционную программу региона инвестиционные проекты малых предприятий должны отвечать определенным критериям по срокам окупаемости и объемам инвестиций. Инвестиционные проекты включенные в региональные программы, наряду с установленными федеральным законодательством льготами и поддержкой, получают дополнительную поддержку и со стороны администрации области. К сожалению, инвестиционные проекты в сфере малого предпринимательства с трудом пробивают себе дорогу в региональные инвестиционные программы, т.к. слабо опираются на маркетинговые исследования, что ограничивает возможность получения инвестиционного дохода, в котором заинтересованы все участники инвестиционной деятельности. Как правило, отсутствие эффективной маркетинговой системы ограничивает размер рынков малой областью, окружающей точку производства. Маленькие рынки, в свою очередь, сдерживают инвестиции, повышают стоимость производства и делают трудной для местных производителей конкуренцию с импортными товарами, производимыми зарубежными фирмами и захватившими многие международные рынки. И, наоборот, маркетинг позволяет расширить рынки сбыта, тем самым поощряет производителей концентрироваться на осуществлении новых сложных инвестиционных проектов, предполагающих не только производство товаров потребления, но и продукции промышленного назначения. С точки зрения маркетинга и сбыта малые предприятия в развитых странах можно разделить на две группы: производители, которые сами занимаются маркетингом, проводят исследования рынка и активно взаимодействуют с потребителями. Это, как правило, производители уникального оборудования, а также предприятия серийного типа производства, выпускающие продукцию производственного и потребительского назначения; производители товаров массового спроса, многие из которых занимаются только производством, отдав функцию маркетинга и сбыта специализированным, так называемым, маркетинговым фирмам. Сюда относится производство товаров потребительского и производственно-технического назначения. Для таких предприятий маркетинговые исследования являются зоной внешних консультаций. В условиях российской экономики доминируют малые предприятия, производящие товары массового спроса. Эта тенденция еще долгое время будет преобладающей. Поэтому важнейшим элементом инфраструктуры инвестиционного процесса в регионе должны стать консалтинговые фирмы, которые могли бы давать малым предприятиям достоверную информацию о рынке того или иного товара, рейтинге фирм, нормальных условиях контракта и т.д.

Существование таких фирм позволило бы в перспективе формировать инвестиционные программы регионов, признающие роль инвестиционной деятельности малых предприятий, активно использующих маркетинговые исследования.